Полномочия органов местного самоуправления в области разработки и реализации местных программ использования и охраны земель
13.09.2024
Полномочия органов местного самоуправления в области разработки и реализации местных программ использования и охраны земель
Не секрет, что органы местного самоуправления взаимодействуют с государственными органами в процессе разработки и реализации местных программ использования и охраны земель. Это взаимодействие осуществляется на основе принципов сотрудничества, координации и взаимного учета интересов. Кстати, среди таких принципов выделяют: 1) законность – строгое соблюдение законодательных норм и правил всеми участниками процесса; 2) целесообразность – ориентация на достижение общих целей и задач, учёт государственных интересов; 3) самостоятельность – органы местного самоуправления и государственные органы действуют в рамках своей компетенции и ответственности; 4) равноправие – равные права и обязанности для всех участников процесса. 5) недопустимость ущемления интересов муниципальных образований – защита прав и свобод местных властей; 6) согласованность интересов – согласование действий и решений с учетом объема полномочий и компетенций каждой стороны; 7) ресурсная обеспеченность – предоставление необходимых средств для выполнения полномочий; 8) взаимная ответственность – ответственность каждой стороны за свои действия и решения; 9) гласность – открытость и прозрачность взаимодействия, доступность информации о процессе для общественности. Полномочия органов местного самоуправления в области разработки и реализации местных программ использования и охраны земель – обладатели необычно пристального внимания, оказываемого в целях укрепления позиций об устойчивости эффективного использования ресурсов. Законодательное регулирование этих полномочий обеспечивает самостоятельность и независимость местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Эффективное использование полномочий местного самоуправления в управлении земельными ресурсами включает в себя ряд важных принципов. Например, вопрос сохранности земельных ресурсов особенно актуален в контексте размещения мусорных полигонов для крупных городов на землях соседних муниципальных образований. Такие действия могут нанести серьезный ущерб местному земельному фонду и повлиять на благополучие будущих поколений. При всем названном, эффективное управление земельными ресурсами возлагает на местные органы власти двойную ответственность: следить за землепользованием и разрабатывать всеобъемлющие стратегии. Отсутствие такой стратегии приводит к распространенным проблемам: незарегистрированные муниципальные земли, ненадлежащее использование и нарушение целевого назначения. Эти упущения истощают бюджет муниципалитета, снижают ценность земельного фонда и создают угрозы для окружающей среды. Так, например, на территории Кемеровской области арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, определяется согласно постановлению Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 № 47 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области». Арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности муниципальных образований, регулируется местными нормативно-правовыми актами. Арендная плата, взимаемая за муниципальные земли, перечисляется в бюджет соответствующего муниципального образования. Размер арендной платы, что ясно, зависит от кадастровой стоимости земли, установленной в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, снижение кадастровой стоимости земли приводит к уменьшению поступлений в бюджет. Согласно статье 388 Налогового кодекса РФ, «земельный налог уплачивается собственниками, пользователями и владельцами земельных участков на правах пожизненного наследуемого владения. Управляющие компании также вносят земельный налог, если речь идёт об участках, входящих в состав паевых инвестиционных фондов». Налоговый кодекс РФ, а именно статья 390, устанавливает налоговую базу как «кадастровую стоимость объекта налогообложения, включая земельные участки. Снижение кадастровой стоимости, как и в случае с арендными платежами, влияет на поступления в бюджет». Органы местного самоуправления должны активно участвовать в определении кадастровой стоимости земельных участков, стремясь к ее соответствию рыночной цене. Ранее мы уже рассматривали этот вопрос. Кроме того, необходимо усилить контроль за оформлением прав на земельные участки для оптимизации поступлений арендной платы в местные бюджеты. Говоря же о делимости компетенций, можно привести в пример мнение Паршиной У.А.: «Публичные органы, включая муниципалитеты, регулируют управление земельными ресурсами, то есть определяют правила использования земель в соответствии с их назначением и классификацией, а также перевод земель из одной категории в другую. Градостроительное законодательство определяет два этапа формирования правил использования земель муниципальных образований: определение функциональных зон с помощью генерального плана и установление правил землепользования и застройки для территориальных зон». В этой связи, генеральный план реализуется в соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса РФ. Он определяет границы территориальных зон и устанавливает градостроительные регламенты, определяя особый режим использования земельных участков. Правила землепользования и застройки содержат информацию о целях создания территориальных зон, их характеристиках, градостроительном регламенте и планируемых функциональных зонах. К земельному участку устанавливается единый градостроительный регламент, определяющий режим использования участка. После перечисленного хочется представить эмпирическое осмысление, выраженное в наглядном примере определения и реализации полномочий органов местного самоуправления в Волгоградской области. Так, в нашем регионе существует действующие Закон от 07 июня 2018 года N 72-ОД «О градостроительной деятельности на территории Волгоградской области». Данный нормативный правовой акт определяет компетенцию органов местного самоуправления в области разработки и реализации местных программ использования и охраны земель. Согласно данному закону, органы местного самоуправления в Волгоградской области имеют следующие полномочия в этой области (мы, перечисляя их, попутно разъясняем сущность): 1. Разработка и утверждение местных программ использования и охраны земель на территории области. Эти программы должны учитывать особенности земельного фонда региона, а также учитывать интересы различных социальных групп и экономических субъектов. 2. Контроль за выполнением местных программ использования и охраны земель. Органы местного самоуправления обязаны регулярно проводить мониторинг состояния земельного фонда на своей территории и принимать меры по предотвращению незаконного использования или загрязнения земель. 3. Принятие мер по восстановлению и охране почвенного плодородия. Органы местного самоуправления должны принимать меры по восстановлению плодородия почв, предотвращению эрозии и другим видам деградации почвенного покрова. 4. Содействие в проведении научно-исследовательских работ по использованию и охране земель. Органы местного самоуправления могут поддерживать и содействовать различным исследовательским проектам, направленным на освоение новых методов использования и охраны земель. Таким образом, данный закон предоставляет органам местного самоуправления широкие полномочия по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель с целью обеспечения устойчивого развития территории и сохранения природных ресурсов.
Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта» кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латыш |