13.09.2024
Полномочия органов местного самоуправления по резервированию и изъятию земельных участков для муниципальных нужд
Резервирование земельных участков для муниципальных нужд – это временное прекращение прав и обязанностей собственников, землепользователей, землевладельцев в отношении земельных участков, необходимых для осуществления строительства и (или) иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Изъятие земельных участков для муниципальных нужд – это принудительное прекращение прав и обязанностей собственников, землепользователей, землевладельцев в отношении земельных участков в целях их использования для государственных или муниципальных нужд, с возмещением стоимости изъятых земельных участков, а также убытков, причиненных изъятием этих участков.
Анализ полномочий органов местного самоуправления России по резервированию и изъятию земельных участков для муниципальных нужд предполагает рассмотрение нормативно-правовой базы, регулирующей данный процесс. Основное законодательное основание, регулирующее процедуру резервирования и изъятия земельных участков для муниципальных нужд, является Земельный кодекс РФ. Согласно статьям 9.1 и 11 данного Кодекса, «органы местного самоуправления имеют право резервировать земельные участки для муниципальных нужд и осуществлять их изъятие в соответствии с установленным законом порядком».
Таким образом, анализ полномочий органов местного самоуправления России по резервированию и изъятию земельных участков для муниципальных нужд позволяет заключить, что данный процесс должен осуществляться в рамках законности и с учетом интересов всех заинтересованных сторон, с чем подчеркивается значимость проведения открытого диалога с населением и обоснованности принимаемых решений в данной сфере.
Закон устанавливает процедуру приобретения земельных участков со стороны заявителей. Для предоставления земельных участков органы местного самоуправления оговаривают условия, чтобы избежать возможных злоупотреблений властью. Заявители должны обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и месте для размещения объекта. В заявлении указывается назначение объекта, место его размещения, размер участка, требуемые права на участок, а также дополнительные документы.
Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 N 66-ФЗ закрепляет «отдельный порядок предоставления участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, причем такой порядок устойчиво прослеживался и во время действия».
В нем были заложены позиции, гласящие о том, что органы местного самоуправления регистрируют потребности граждан в земельных участках, обращаются в органы, управляющие фондом земель, с запросом на выбор и согласование участков. После оценки орган местного самоуправления предложит варианты или даст заключение о невозможности предоставления участка. На основании всего этого формируется список лиц, состоящих в объединении.
Сделки с земельными и лесными участками включают различные виды сделок, такие как купля-продажа, дарение, аренда, мена, получение наследства и предоставление в залог. Такиесделки в правоприменительной практике органов местного самоуправления регулируются не только Земельным, но и Лесным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления обладают определёнными полномочиями в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Так, в полномочия органов местного самоуправления входят:
- владение, пользование и распоряжение лесными участками;
- установление ставок платы за лесные ресурсы и площадь лесных участков для аренды;
- установление ставок платы за объем древесины;
- осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов на землях населённых пунктов;
- разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
- осуществление муниципального лесного контроля в отношении лесных участков;
- организация мер пожарной безопасности в лесах;
- учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах на муниципальных землях;
- предоставление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
Органы местного самоуправления также могут быть наделены отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ходе исследования выяснилось, что муниципальные органы участвуют в земельных отношениях двумя способами: «как регуляторы земельных отношений в отношении подконтрольных им территорий (имущие властный и административный характер) и как владельцы, пользователи и распорядители земель (взаимодействующие на равных с другими участниками земельных отношений — физическими и юридическими лицами)». Это подтверждается документальными свидетельствами:
1) Решение Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск»;
2) Решение Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 06.09.2007 № 63 «Об утверждении Положения о порядке резервирования земельных участков (земель) в границах Советско-Гаванского района для муниципальных нужд»;
3) Постановление Администрации Комсомольского муниципального района от 30.09.2013 № 629 «Об утверждении муниципальной программы «Использование и охрана земель на территории Комсомольского муниципального района на 2014–2020 годы».
Таким образом, резервирование земельных участков для муниципальных нужд является важным инструментом управления земельными ресурсами на муниципальном уровне, который должен осуществляться с соблюдением законодательства.
Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев