Цель и предмет инициативы проведения публичных слушаний
06.02.2024
Цель и предмет инициативы проведения публичных слушаний
Публичные слушания являются обязательным этапом процесса принятия решений в различных сферах жизни общества: от строительства государственных объектов до проведения реформ в социальной сфере. Цель проведения публичных слушаний заключается в обеспечении участия граждан в принятии решений, касающихся их интересов. Такой подход актуален в условиях увеличения роли гражданского общества в политической системе и принципах открытости, прозрачности и демократии в государственном управлении. В части 1 статьи 28 Федерального закона устанавливается, что целью проведения публичных слушаний является обсуждение проектов муниципальных правовых актов с участием жителей муниципального образования. По существу, в этой формуле определяются две основные цели: информирование жителей муниципального образования о наиболее важных вопросах, по которым предполагается принятие соответствующих решений органами и должностными лицами местного самоуправления и выявление мнения жителей по поводу, как содержания этих вопросов, так и по поводу качества представляемых проектов решений. В части 3 статьи 28 Федерального закона содержится перечень подлежащих обязательному вынесению на публичные слушания правовых актов и иных вопросов. Обязательному рассмотрению на публичных слушаниях подлежат: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования. Исходя из понятия «преобразование муниципального образования», раскрытого в статье 13 Федерального закона, публичные слушания в обязательном порядке должны будут также выноситься и такие вопросы как: · об объединение двух и более поселений, не влекущее изменение границ иных муниципальных образований (часть 3 статьи 13); · объединение двух и более муниципальных районов не влекущее изменение границ иных муниципальных образований (часть 4 статьи 13); · разделения поселения на два или более поселений (часть 5 статьи 13); · разделение муниципального района (часть 6 статьи 13); · изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишения городского населенного пункта (города, поселка) статуса городского округа (часть 7 статьи 13). Цель проведения публичных слушаний состоит в обеспечении механизма участия граждан в процессе принятия решений по вопросам, имеющим общественную значимость. Такой подход оправдан, поскольку гражданам предоставляется возможность высказать свое мнение о тех или иных вопросах, которые могут оказать влияние на их жизнь. С другой стороны, такой подход обеспечивает более широкое, открытое и демократичное участие в процессе принятия решений, что, в свою очередь, повышает эффективность принимаемых решений. Предмет проведения публичных слушаний может быть связан с различными общественными вопросами. Конкретные темы публичных слушаний могут быть связаны с проблемами экологии, строительством, развитием транспортной сети и другими вопросами, которые имеют непосредственное отношение к жизни граждан. Важно отметить, что предмет проведения публичных слушаний должен быть открытым и доступным для обсуждения и оценки широкой аудитории участников.
Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта» кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев |