Понятие субъектов Российской Федерации
06.06.2024
Понятие субъектов Российской Федерации
Российская Федерация в соответствии со ст. 5 Конституции 1993 г. состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Субъект федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты Российской Федерации отвечают следующим критериям: – не обладают суверенитетом; – не имеют права на отделение или сецессию; – граждане любого субъекта Российской Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории Российской Федерации; – закон субъекта Российской Федерации не может противоречить Федеральному Закону; – перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны. В соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации в состав Российской Федерации входят 89 равноправных субъектов. Названия субъектов федерации даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов – имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ "является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование". Присвоение и изменение наименования – прерогатива субъекта федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации, подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции, а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области). "Статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации не относят вопрос об изменении наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации". В настоящее время, в том числе в РФ широко распространена теория остаточного суверенитета. Она основывается на признании за субъектами федерации всей полноты государственной власти, кроме предметов исключительного ведения Федерации и предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии со статьей 73 Конституции России: вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации имеют всю полноту государственной власти. Еще одна концепция относительно суверенности субъектов федерации исключает наличие у субъектов Федерации собственного суверенитета. В одних случаях об этом говорят откровенно, в других – вынуждены строить достаточно сложные схемы теоретических объяснений, имеющих чисто политическую составляющую. Подобное толкование позволяет прийти к двум выводам. Первый – о способности суверенитета появляться или исчезать в течение довольно непродолжительного времени у одних и тех же субъектов в пределах того же федеративного государства. Второй вывод – о возможности субъектов федерации пользоваться суверенитетом федерации в тех случаях, когда они сами его лишены. По нашему мнению, взаимоотношения, при которых нельзя определить реального носителя суверенитета, выглядят несколько искусственными. Вполне очевидно, что в таком случае скорее можно говорить о де-факто и де-юре отсутствие реального суверенитета у субъектов федерации. Отказ в суверенитете члену федерации на уровне федеральной конституции фактически исключает саму возможность дискуссии о его международной правосубъектности. С точки зрения международного права такое обстоятельство опять-таки не будет иметь значения, пока федерация не выскажет прямого возражения относительно участия субъекта в международно-правовых отношениях. Поэтому можно, по нашему мнению, выделить гипотезу о том, что концепция суверенитета субъекта федерации не имеет четко выраженной правовой основы и может зависеть от проблем как внутреннего, так и внешнего характера. Распределение федераций на централизованные и децентрализованные является достаточно условным, что при современных реалиях в мировой практике федеративных государств, с бурными событиями и вызовами, федерация не может быть аморфной, а государство должно обеспечивать определенное единство действий ее субъектов, и поэтому все современные федерации, в той или иной степени, являются централизованными. Таким образом, делая вывод по данному вопросу, стоит отметить, что конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации в полной мере закреплен в Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актах и включает в себя права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность.
Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта» кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев |