Участие субъектов в решении общефедеральных вопросов
06.06.2024
Участие субъектов в решении общефедеральных вопросов
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Передача полномочий осуществляется, как правило, путем заключения договора или соглашения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В ст. 73 Конституции Российской Федерации сформулирован принцип "остаточной компетенции":"субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". Перечень предметов ведения субъектов РФ не всегда полностью раскрывается в конституциях и уставах. Так, в ст. 12 Устава Волгоградской области "Предметы ведения Волгоградской области" лаконично указывается только положение о том, что вне пределов РФ и полномочий федеральных органов власти по предметам совместного ведения Волгоградская область обладает "всей полнотой государственной власти". Подобный подход законодателя представляется более оправданным, чем например, когда указывается перечень предметов ведения полностью. Например, Устав Курганской области в ч. 2 ст. 19 приводит такой перечень, отмечая, что к ведению области относятся: – принятие, изменение областного Устава, законов и иных нормативных правовых актов, а также контроль их соблюдения; – административно-территориальное устройство; – система региональных органов государственной власти, ее установление и порядок работы, а также формирование этих органов; – управление и распоряжение региональным имуществом; – политика областных программ в области государственного, экономического, социально-культурного и экологического развития; – составление проекта областного и консолидированного бюджетов: утверждение, исполнение, контроль; утверждение отчетности; – международные, внешнеэкономические связи субъекта РФ. В случае отсутствия правового регулирования на федеральном уровне по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование этих вопросов. Вместе с тем, после принятия соответствующих федеральных конституционных и специальных федеральных законов, на практике часто возникали проблемы несоответствия правовых норм субъектов и федерального законодательства, регулирующего вопросы в рамках предметов их совместного ведения. Поэтому в данном направлении в государстве необходим тщательный контроль в форме мониторинга с последующим улучшением имеющейся нормативной базы.
Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта» кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев
|