Вернуться к обычному виду

Непосредственное участие субъектов федерации в международно-правовых договорах

06.06.2024

Непосредственное участие субъектов федерации в

международно-правовых договорах

 

Непосредственное участие субъектов федераций в международно-правовых отношениях не является чем-то нетипичным или редким для современных международно-правовых отношений. Есть два вида такого участия. Во-первых, члены федерации реализуют свои международно-правовые полномочия, исходя из национального законодательства, где определены границы таких полномочий. Во-вторых, члены федерации могут вступать в международно-правовые отношения при отсутствии таких полномочий, если эти полномочия не определены, или федеративное государство в каждом конкретном случае не возражает против факта таких отношений.

В целом следует отметить, что и в первом, и во втором случаях ситуация является очень изменчивой, что свидетельствует о том, что отношения между федеративным государством и его субъектами находятся в состоянии постоянного согласования с учетом тенденций как внутригосударственного развития, так и демократизации международно-правовых отношений.

Следовательно, в некоторых федерациях реализация субъектом Федерации своей международной договорной правосубъектности может происходить путем непосредственного участия в заключении международных договоров. В зависимости от законодательства каждого федеративного государства, учитывая конкуренцию полномочий федерального центра и субъектов Федерации, это всегда имеет свои особенности.

Большинство федеральных государств позволяют своим федеративным организациям заключать сделки, такая способность в большинстве случаев лимитирована ограниченными сферами внутренней компетенции, но в абсолютном виде указанный принцип не является применимым.

В мире помимо нашего государства есть немного федеративных государств, которые на уровне Конституции допускают международную правосубъектность своих членов (Швейцария, Бельгия, ФРГ и т.д.). Например, в Швейцарской Конфедерации полномочия по заключению международных договоров ограничивается соглашениями о государственной экономике, соседстве и отношениями по охране общественного порядка и общественной безопасности, кроме того эти документы не должны содержать ничего, противоречащего правам других кантонов или конфедерации(ст.9 Конституции Швейцарии).

В Бельгии запрещено федеральному правительству заключать международные договоры в сфере компетенции субъектов федерации. Однако практика непосредственного заключения международных договоров субъектами Федерации Бельгии остается ограниченной.

В Федеративной Республике Германия полномочия по заключению международных договоров в соответствии с Конституцией этой страны могут предоставляться только с согласия Федерации и в вопросах, находящихся в пределах законодательных полномочий земель (статья 32.3).

В современной России практика заключения международных договоров, известная субъектам Российской Федерации, остается противоречивой и достаточно политизированной. Именно этим она интересна и в определенной степени уникальна, поскольку в течение двух десятилетий субъекты Федерации прошли путь от признания собственного суверенитета, получения международной правосубъектности и ее реализации в международно-правовых отношениях до полного отказа в официальном признании как суверенитета, так и международно-правовых полномочий.

Право субъектов Российской Федерации заключать международно-правовые договоры широко обсуждают в российской международно-правовой доктрине, начиная с принятия первого Федеративного договора 1992 года.

В целом, применительно к нашей стране договорную международную правосубъектность членов Российской Федерации можно рассматривать в двух исторических периодах. Сначала право субъектов РФ заключать международные публично-правовые договоры следовало из Федеративного договора от 31 марта 1992 года и Конституции Российской Федерации 1993 года, в которой этот Договор рассматривается как неотъемлемая часть.

В настоящее время Татарстан имеет межправительственные соглашения со всеми странами – участницами СНГ, кроме Армении и Грузии, а также с Литвой, Венгрией, Грецией, Болгарией и Турцией.

В Российской Федерации, с одной стороны, отрицают договорную международную правосубъектность субъектов федерации. С другой стороны, МИД России довольно придирчиво следит за международными отношениями субъектов Российской Федерации, в частности за заключением ими международных договоров, для чего неоднократно и достаточно жестко реагировал на некоторые из международных договоров, заключенных ее субъектами.

Таким образом, фактическое обследование отечественных правоотношений между членами федерации и центром, заложенных Федеративным договором 1992 года, и системой соответствующих договоров, существенно повлияло на полномочия субъектов РФ в международно-правовой сфере.

 

Экспертное мнение подготовил ведущий рубрики «Вопросы права: взгляд эксперта»

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Сергей Латышев


Возврат к списку