Вернуться к обычному виду

О порядке предоставления документов на государственную регистрацию по почте

08.09.2014

Покупка недвижимости с участием юридического лица.

Требования к документам

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» установлено следующее.

Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее также в настоящей статье - посредством почтового отправления).

В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления:

- подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;

- сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества;

- подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо;

- доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

- к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель) и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

О продаже квартиры, приобретенной с использованием

средств материнского капитала.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон) установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала, в том числе на улучшение жилищных условий.

Особенности направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий установлены статьей 10 Федерального закона, Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862 (далее – Правила).

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Исходя из положений Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при осуществлении государственной регистрации государственный регистратор проверяет, в том числе соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях.

Проверка может быть осуществлена государственным регистратором только в случае, если жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, оформлено в общую собственность первоначально при представлении на государственную регистрацию документа (сертификата), подтверждающего, что приобретение данного жилого помещения произошло с использованием указанных средств.

Если квартира, приобретенная на средства материнского (семейного) капитала, оформлена в общую собственность родителей и детей, то при ее продаже должно быть дополнительно представлено только разрешение органа опеки и попечительства на продажу доли, принадлежащей несовершеннолетним детям, так как в силу пункта 2 статьи 37 Гражданского Кодекса опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного и других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

В некоторых случаях, когда при покупке квартиры с использованием средств материнского (семейного) капитала, право собственности не было оформлено на несовершеннолетних детей, но имеется нотариальное обязательство перед пенсионным фондом РФ о наделении долями детей (например, если квартира приобреталась во вновь построенном доме по договору долевого участия и не могла быть сразу оформлена на несовершеннолетних), то перед сделкой необходимо выполнить данное обязательство и распорядиться квартирой, зарегистрировав право общей долевой собственности на несовершеннолетних детей, например, посредством оформления договора дарения.

В случае, если данные требования законодательства не будут исполнены сделка продажи квартиры, купленной с использованием средств материнского (семейного) капитала может быть признана недействительной в судебном порядке.

Статья в СМИ

«Порядок обжалования действий (бездействия) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав»

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ни» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с действующим законом. Основное ее значение заключается в том, что регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В случае если все условия, необходимые для государственной регистрации, по мнению заявителя, выполнены, а действия регистратора, выразившиеся в отказе либо уклонении от государственной регистрации, или же иные действия, которые не привели к желаемому результату (например, отказ в выдаче информации о зарегистрированных правах), нарушают права и законные интересы заявителей, действующее законодательство предоставляет право обжаловать такие действия.

Применительно к обжалованию действий органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Законом о регистрации предусмотрено, что только в судебном порядке могут быть обжалованы отказ в государственной регистрации прав либо уклонение от государственной регистрации, а также решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из ЕГРП.

Судебное обжалование действий (бездействия) регистрирующих органов осуществляется в порядке, предусмотренном 25 главой Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК), 24 главой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

В соответствии со статьей 254 ГПК гражданин вправе оспорить в суде общей юрисдикции решение, действие (бездействие) органа государственной власти если считает, что нарушены его права и свободы.

Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями
24 - 27 ГПК. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (статья 256 ГПК).

В арбитражном суде обжалуются решения, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Требования к содержанию заявления о признании решений и действий (бездействия) незаконными установлены статьей 199 АПК.

В случае признания жалобы обоснованной суд принимает решение о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными и об обязанности соответствующего органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В решении суда указываются конкретные действия, необходимые для восстановления нарушенных прав и интересов заявителя.

Иные действия регистрирующего органа, ссылка о судебном обжаловании которых не содержится в действующем законодательстве, могут быть обжалованы в административном порядке (например, нарушение сроков регистрации и т.п.).

Административный порядок обжалования установлен в главе 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ). В статье 11.1 Закона № 210-ФЗ приведен примерный перечень тех нарушений порядка предоставления госуслуг, которые могут обжаловаться во внесудебном порядке. К ним относятся, в частности, нарушение срока предоставления госуслуги, отказ в ее предоставлении по основаниям, не установленным нормативно-правовыми актами, требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами), или отказ в приеме документов.

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены в статье 11.2 Закона № 210-ФЗ. Необходимо отметить, что жалоба подается непосредственно в тот орган, который предоставляет госуслугу, а в случае, если обжалуется решение руководителя этого органа, - в вышестоящий орган.

Правила подачи и рассмотрения жалоб утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840.

Жалоба, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;

2) об отказе в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Правовая экспертиза документов. Пределы правовой экспертизы

при государственной регистрации прав.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Закон связывает с государственной регистрацией определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.

Одним из этапов проведения государственной регистрации прав согласно статье 13 Закона о регистрации является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.

Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов – это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и основных начал гражданского законодательства, в том числе принципа свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

В этой связи при проведении правовой экспертизы документов государственный регистратор учитывает, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.

К компетенции регистрирующего органа при проведении им государственной регистрации прав отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 3 статьи 9 Закона о регистрации).

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) проводятся органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных Законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, в частности, устанавливает:

соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа;

обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт;

соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в правоустанавливающем документе, аналогичным сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости;

наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.

Также государственный регистратор удостоверяется в том, что документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц; тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц – без сокращения, с указанием мест их нахождения; фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса мест их жительства написаны полностью; в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных в них исправлений; документы не исполнены карандашом; документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

Законность сделки проверяется как в случае государственной регистрации самой сделки, так и в случае государственной регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. При проверке законности сделки государственный регистратор проверяет в том числе:

право- и дееспособность сторон;

наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями; наличие существенных условий сделки; указание в ней на наличие ограничения (обременения) права;

соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон;

принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лиц, не являющихся собственниками имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником;

соблюдение публично-правовых интересов, прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, в установленных законом случаях.

Если на совершение сделки с объектом недвижимого имущества в соответствии с законом требуется согласие третьих лиц, в том числе лиц, в пользу которых установлены ограничения (обременения) права, государственный регистратор проверяет наличие такого согласия и указания в договоре, представленном на государственную регистрацию, условий, ограничивающих права собственника.

Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.

Предоставление услуг Росреестра в МФЦ

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 1376 от 22 декабря 2012 года. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Многофункциональный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями комфортности и доступности для получателей государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время должным образом налажено предоставление четырех основных государственных услуг Росреестра: государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; предоставление сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

При сдаче документов на государственную регистрацию работник многофункционального центра, осуществляющий прием заявления должен удостовериться в личности заявителя, засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых документов. Заявления, которые подаются через многофункциональный центр, подписываются в присутствии его работника.

При отсутствии у заявителя заполненного заявления или неправильном его заполнении работник, осуществляющий прием заполняет заявление самостоятельно с последующим представлением на подпись заявителю или помогает заявителю собственноручно заполнить заявление.

Заявления и представленные документы, необходимые для предоставления государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию – управление Росреестра по Волгоградской области.

Заявления и представленные документы, необходимые для предоставления государственных услуг по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, подлежат передаче в орган кадастрового учета – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области.

Выдача документов по результатам предоставления государственных услуг при личном обращении заявителя в многофункциональный центр осуществляется его работником, ответственным за выдачу документов, сформированных по результатам рассмотрения заявления о предоставлении государственных услуг.

При обращении заявителя в многофункциональный центр за выдачей документов работник, осуществляющий выдачу документов:

а) устанавливает личность заявителя и проверяет его правомочия;

б) находит документы подлежащие выдаче и знакомит заявителя с их перечнем;

в) выдает документы заявителю и делает соответствующие отметки на копиях заявлений и предлагает проставить подпись заявителю;

г) отказывает в выдаче документов в случае, если за ней обратилось ненадлежащее лицо либо обратившееся лицо отказалось предъявить документ, удостоверяющий личность.

Также многофункциональный центр обеспечивает хранение полученных от Управления Росреестра соответствующего субъекта документов, предназначенных для выдачи заявителю, в течение следующих тридцати дней со дня получения таких документов от Управления и направляет по истечении трех дней со дня получения документов от Управления заявителю по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанному в заявлении, сообщение о том, что эти документы доступны для получения в многофункциональном центре.

Если заявителем вместе с заявлением о государственной регистрации прав по собственной инициативе не представлен документ об уплате государственной пошлины за предоставление государственной услуги документ, подтверждающий наличие льгот в соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, работник, осуществляющий прием документов разъясняет заявителю, что днем приема документов для государственной регистрации прав будет считаться день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральном законом порядке сведений об уплате государственной пошлины.

При установлении фактов несоответствия представленных документов требованиям действующего законодательства работник, осуществляющий прием документов предлагает заявителю прервать подачу документов и разъясняет, что указанные несоответствия могут препятствовать проведению государственной регистрации. Если заявитель настаивает на приеме документов, специалист многофункционального центра делает соответствующую запись на заявлении о государственной регистрации прав.

Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Понятие. Структура. Значение.

Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним дано в ст.2 Федерального закона РФ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принятого Государственной Думой 17 июня 1997 года, в которой государственная регистрация определяется как "юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации".

Признание и подтверждение прав государством выражается в юридическом акте в виде внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), выдаче свидетельства о праве собственности или же в виде отметки на правоустанавливающих документах о произведенной государственной регистрации.

ЕГРП предназначен для ведения системы записей о правах на недвижимое имущество (права собственности, права пожененного наследуемого владения, права хозяйственного ведения и оперативного управления и др.), о сделках с ним, а также об ограничениях (обременениях) этих прав (залоге, арестах и др.)

Ведение ЕГРП путем соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют:

Росреестр - при государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа, и сделок с ними;

территориальные управления Росреестра - при государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на иные объекты недвижимого имущества, расположенные на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества, и сделок с ними.

Правовое регулирование деятельности по ведению ЕГРП и использование его сведений осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и
Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
ЕГРП ведется на бумажных и электронных носителях.

Единый государственный реестр прав, являясь инструментом реализации уполномоченным органом специальной процедуры регистрации прав, и актом управленческого решения уполномоченного органа исполнительной власти в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе предназначен для:

- информирования заинтересованных лиц и государственных органов о количественных и качественных характеристиках недвижимого имущества, правах, обременениях на объекты недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении прав, обременений;

- обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество;

- создания гарантий надлежащего выполнения сторонами обязательств, способствуя упрочению и стабильности гражданского оборота.

ЕГРП состоит из разделов. Разделы идентифицируются кадастровым номером присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении его государственного учета в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Каждая запись, внесенная в ЕГРП заверяется государственным регистратором.

При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, сделки с объектом недвижимости или о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости в ЕГРП вносится запись об этом заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта недвижимости или возражения в отношении зарегистрированного права на него.

При наличии у органа по государственной регистрации сведений о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными, а также сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, записи об этом также вносятся в ЕГРП.

При заявлении лица, обладающего зарегистрированным в ЕГРП правом собственности на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации права без его личного участия в ЕГРП вносится запись о таком заявлении.

    Ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, обеспечивает возможность,  с одной стороны, получения каждым желающим информации о юридическом состоянии соответствующего объекта недвижимости, а с другой  - контроля государством сферы обращения недвижимости и осуществления более полного учета собственников недвижимости. 
        Сведения Единого государственного реестра прав используются, например,  в деятельности налоговых органов при осуществлении контроля над расходами граждан, деятельности службы судебных приставов, для которой необходимы сведения о наличии или отсутствии имущества у конкретного лица, деятельности антимонопольных органов при осуществлении контроля над соблюдением порядка предоставления ходатайств, когда на совершение сделки по приобретению имущества необходимо предварительное согласование с антимонопольными органами.

Росреестр открыт для диалога

В Управление Росреестра по Волгоградской области поступают заявления граждан, рассматриваемые в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

Рассмотрим наиболее часто затрагивающиеся гражданами вопросы, формулировавшиеся в обращениях.

Как узнать наложены ли на объект недвижимого имущества обеспечительные меры?

Информация о наложении (снятии) ареста в виде уведомления в соответствии с требованиями ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) направляется правообладателю. Прочие лица сведения о наличии (отсутствии) обременений в отношении объектов недвижимого имущества вправе получить в порядке, установленном ст. 7, 8 Закона о регистрации, а также Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 № 180, обратившись в подразделения Росреестра, ФГБУ «Кадастровая палата», многофункциональные центры по Волгоградской области.

Кроме того, проверить наличие либо отсутствие данных о зарегистрированных ограничениях (обременениях), в том числе арестов (запретов) на объекте недвижимого имущества возможно в интернет ресурсе Управления, войдя на сайт rosreestr.ru в сервис электронных услуг «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Является ли заявление физического или юридического лица с просьбой не проводить регистрационные действия или наложить арест на объект недвижимого имущества основанием для государственной регистрации ареста (запрета), приостановления государственной регистрации перехода права?

Арест, запрет на совершение регистрационных действий с объектом недвижимого имущества возникает с момента государственной регистрации ареста (запрета) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 28 Закона о регистрации, основанием для проведения регистрации ареста (запрета) является надлежащим образом заверенная копия судебного акта о применении к объекту недвижимого имущества обеспечительных мер.

Основанием для приостановления государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, согласно п. 4 ст. 19 Закона о регистрации, может служить обеспечительная мера, наложенная судебным, налоговым, таможенным органами либо Службой судебных приставов.

Каким образом можно внести сведения о невозможности государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без личного участия собственника?

Для внесения сведений в ЕГРП о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости, собственник или его законный представитель вправе представить заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без его личного участия (далее – Заявление), лично или посредством почтового отправления в соответствии с требованиями п. 1, п. 2 ст. 16, ст. 28.1 Закона о регистрации.

С указанным заявлением (форма заявления находится на сайте rosreestr.ru) собственник или его законный представитель вправе обратиться в структурные подразделения Управления.

В случае представления Заявления посредством почтового отправления подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована у нотариуса, доверенность должна быть нотариально удостоверена.

Качество услуг Росреестра

В целях повышения качества и доступности государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с приказом Росреестра от 10.05.2011 № П/161 ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав. В настоящее время во всех городских подразделениях Управления Росреестра по Волгоградской области сотрудники ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществляют прием-выдачу документов.

В рамках соглашения о взаимодействии между МБУ «МФЦ», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области от 20.06.2013 в шести офисах МФЦ города Волгограда, расположенных по адресу: Центральный район, ул. Комсомольская, д. 10; Советский район, ул. Даугавская, д. 4; Дзержинский район, проспект им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 125; Тракторозаводской район, проспект им. В.И. Ленина, д. 211, Краснооктябрьский район, ул. Богунская, д. 12, Красноармейский район, ул. Брестская, д. 19а, организовано предоставление 4 основных государственных услуг Росреестра:

1. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2. предоставление сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним;

3. государственный кадастровый учет недвижимого имущества;

4. предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В холле помещений, осуществляющих прием и выдачу документов, на оборудованных стендах размещена необходимая для граждан информация по предоставлению государственных услуг, имеются бланки заявлений и реквизиты для оплаты государственной пошлины. Также размещена информация о государственных и муниципальных органах, участвующих в подготовке документов, необходимых для государственной регистрации.

С 31 марта 2013 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1284 в целях повышения качества предоставления государственных услуг Росреестр совместно с Минэкономразвития России проводит мониторинг качества оказания государственных услуг. В связи с этим гражданам, обратившимся за услугой в Росреестр по системе предварительной записи, направляется СМС с предложением оценить качество предоставленной услуги. Участие в опросе добровольное.

Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2013 № 722 с 30.06.2014 установлена новая форма заявлений, предоставляемых на государственную регистрацию, предусматривающая возможность опроса граждан по оценке качества предоставленных государственных услуг.


Возврат к списку